Внедорожник в стиле XXL
Большие джипы "General Motors" от "Chevrolet Tahoe" до "GMS Suburban"

 
    Для начала сформулируем абстрактное покупательское желание: хочется американский виедорожник. Обязательно большой. Обязательно с мотором V8. Этакое четырехколесное воплощение размера XXL. В данном случае, независимо от приверженности к той или иной марке, особого выбора перед вами нет. 99% данного сектора на рынке подержанных машин занимают "Chevrolet Tahoe" (вскоре их станет еще больше, поскольку недавно начались продажи "Tahoe" следующего поколения). Как сориентироваться в лабиринте модификаций? Какому водителю "Tahoe" понравится? А какому просто противопоказан? Постараемся ответить на поставленные вопросы.
    Ну о-очень большие V8

   Некоторые автомобилисты выбирают автомобиль по двигателю, исходя из принципа: "Чем больше цилиндров - тем лучше". В таких случаях "Tahoe" выглядит очень выгодным приобретением. По умеренной цене вы получаете "много мотора". Ведь большие шевролетовские внедорожники снабжались исключительно могучими V8. Данная глава посвящена бензиновым вариантам.
   Самый распространенный среди "Tahoe" и "Suburban" вариант мотора - V8 объемом 5,7 л. Американцы эти двигатели скромно именуют "small block" (маленький блок цилиндров). Европейского автомобилиста такая терминология вводит в состояние легкой прострации: "пять и семь"... маленький... А ведь есть еще "big block" ("большой блок") с чудовищным объемом 7,4 л (такой мотор устанавливался только на "Suburban").
   Специалисты сервиса считают оптимальным именно 5,7-литровый V8. Он представляет собой удачный компромисс мощности, надежности и экономичности. Даже при агрессивной городской езде расход топлива редко выходит за отметку 25 л/100 км. Для громадного "американца"это вполне приемлемый показатель. Притом,как и положено "янки", внедорожник без проблем потребляет 92-й бензин. Более высокооктановое топливо (95-й и выше) ему противопоказано. Мотор требователен к своевременной замене масла и фильтров! Причем производить такую операцию необходимо чаще, чем на европейских и японских моделях, - каждые пять тысяч километров. На это следует обратить особое внимание при дальнейшей эксплуатации! Иначе можно быстро доездиться до стука в двигателе, что грозит дорогостоящим ремонтом. Только легкое клацанье клапанов на моторах, выпущенных до 96-го года, не грозит ничем, кроме регулировки. Затем "джи-эмовские" V8 получили гидрокомпенсаторы, и нужда в периодической регулировке клапанов отпала.
   В двигателях "Tahoe" возрастом пять-восемь лет может прослушиваться короткий (до 10 секунд) стук после холодного запуска. Это первая ласточка того, что пора менять вкладыши коленвала и, возможно, электронный чип управления мотором. В комплексе все обойдется в $380. Водителю "Tahoe/Suburban" надо тщательно следить за температурой двигателя. Он склонен к перегреву. Самая банальная причина - пух и грязь между радиаторами кондиционера и системы охлаждения. Очищать радиаторы необходимо раз в два года. Если частенько ездите по бездорожью - каждый год. Среди других причин перегрева можно назвать изношенную помпу (причем она "умирает" без предварительных предупреждений), неисправный прерыватель-распределитель зажигания, неправильно установленный кожух вентилятора. При покупке подержанного "Tahoe" следует заострить внимание механика на этих вещах.
   "Suburban" с 7,4-литровым мотором механики называют "вертолетом". Звук набирающего обороты мотора отдаленно напоминает шум винтокрылой машины. Да и расход топлива, что называется, вертолетный - легко зашкаливает за 30 л/100 км. На ходу 7,4-литровый "Suburban" заметно быстроходнее более легких 5,7-литровых "Tahoe". Особенно потрясает невероятно легкий для такой махины разгон. На шоссе машина шутя набирает 150-160 км/ч. По особенностям эксплуатации 7,4-литровый V8 ничем не отличается от 5,7-литрового.
  
Если бензиновый V8 по какой-либо причине угроблен, то сервисмены рекомендуют заказывать восстановленный на заводе мотор в рамках "дженерал моторсовской" программы "Exchange" ("Обмен"). В России такая замена обойдется примерно в $4.600. Это дешевле и надежнее, чем перебирать двигатель на местном сервисе.

   Монументальность "Tahoe" ощущается даже за рулем. По внутреннему простору салон, казалось, не уступает кабине "дальнобойного" тягача.
   "Тракторный" дизель предпочтительнее

   Кроме бензиновых моторов большие внедорожники "General Motors" снабжались 6,5-литровым дизельным V8. При подборе дизельной модификации, в первую очередь, следует обратить внимание на год выпуска.
   
Давайте определимся сразу: если перед вами дизельный "Tahoe" или "Suburban" от 94-го года выпуска и моложе, лучше развернуться и уйти. Другое дело, если автомобиль старше. Деле в том, ''что до 94-го года на "Tahoe/Suburban" устанавливался дизель "Caterpillar", который {использовался даже на тракторах. Шумный и тряский, он отличался неприхотливым характером и редкостной живучестью. To, что нужно для России. Затем на автомобиль стали устанавливать турбодизель "General Motors' с "электронноуправляемым топливным насосом высокого давления (ТНВД), Такие "Tahoe" очень требовательны к качеству солярки. Даже при хорошем раскладе насос будет требовать замены через, 60.000-70.000 км пробега. Владельцу каждый раз придется выкладывать $1.700 Вдобавок дизель "GM" крайне сложен в ремонте. Не каждый сервис возьмется его делать. Словом, в российских условиях "тракторный", дизель предпочтительнее.

   Убедитесь в наличии полного привода!

   Для начала удостоверьтесь в том, что приглянувшийся экземпляр все-таки полноприводный. Ведь бывали казусы, когда люди по незнанию приобретали заднеприводные модификации - такие "Tahoe" популярны в США и время от времени всплывают на нашем рынке.  
   
Загляните в салон. Если машина полноприводная, там должны быть либо рычаг, либо кнопки управления трансмиссией "4х4". Внутри, кстати, вы сразу узнаете, какой коробкой снабжен внедорожник - механической или автоматической. Ведь среди наших автомобилистов распространено заблуждение, что "Tahoe" снабжаются исключительно "автоматами". На самом деле, "механика"встречается, хотя и редко.    Теперь рассмотрим особенности трансмиссии "4х4". До 98-го года внедорожники снабжались системой полного привода "Part Time" с жестко подключаемым передним мостом. Она позволяет езду в режиме "4х4" только в грязи или, скажем, на заснеженной дороге, когда колеса могут свободно пробуксовывать относительно друг друга. Однако некоторые владельцы "Tahoe", не удосужившись заглянуть в инструкцию, включали полный привод в ноябре и не выключали его до апреля. Езда по зимнему московскому асфальту ни к чему хорошему не приводит. Проблемы должна выявить пробная поездка...    Рывки при езде на полном приводе свидетельствуют, скорее всего, о вытянувшейся цепи в раздаточной коробке. Ее замена обойдется примерно в $600. Еще две сотни наверняка надо будет доплатить за замену потекших сальников раздатки. Хуже, если горе-автомобилист успел прикончить подшипники редуктора заднего моста, что подтвердит диагностика. От такой машины лучше вообще отказаться. Ведь мост, как показывает практика, лучше менять в сборе. А это стоит ни много ни мало четыре тысячи "баксов".
   В 1998 году появилась трансмиссия, в которой режим "4х4" можно использовать круглый год на любых покрытиях. Даже на сухом асфальте. Передний мост подключается автоматически при проскальзывании задних колес. Такие "Tahoe" можно узнать по клавише "4WD Auto", которая присутствует среди других кнопок управления трансмиссией. Из типичных трансмиссионных болезней можно отметить выход из строя вакуумного или электрического включателя переднего моста, что встречается при пробеге порядка 100.000 км (или после трех "соленых" московских зим). Замена обойдется в $225.

С 93-го года рычаг управления трансмиссией постепенно начал уступать место кнопочному пульту. Правда, сначала включение переднего моста и понижающей передачи клавишей считалось роскошью и предлагалось за доплату
   "Tahoe" и его родня

   "Chevrolet Tahoe" не одинок. Его окружают многочисленные "родственники". Рассмотрим семейный портрет больших внедорожников "General Motors", которые, по сути, являются разными вариантами одной модели.

   "Chevrolet Tahoe" с 3-дверным кузовом.
Стильная машина, удобная в городской езде благодаря умеренной длине кузова (478 см). Хотя за трехдверными джипами тянется слава "внедорожных купе" с тесными задними сиденьями, "Chevrolet" не таков. Двое взрослых располагаются сзади вполне вольготно.

   "Chevrolet Tahoe" с 5-дверным кузовом.
Самая распространенная модификация на рынке подержанных машин. Длина кузова превышает пять метров (если быть точным, она составляет 507 см). Водителем такой "Tahoe" воспринимается, как действительно Большой Автомобиль.

   "Chevrolet Suburban".
Джип или внедорожный автобус? Передний и задний бамперы разделяют 559 см! Несколько лет назад "Suburban" носил негласный, но почетный титул Самого Большого Внедорожника в Мире. И по размеру кузова, и по объему мотора.

   "GMC Yukon".
Технически представляет собой копию "Chevrolet Tahoe". Внешне отличается элементами оформления. В США автомобили "GMC" считаются более роскошными и престижными, чем "Chevrolet". Разумеется, они и стоят несколько дороже.

"GMC Suburban".
Более шикарный вариант "Chevrolet Suburban".

   А если ездить, как в Америке?

   Для того, чтобы пополнить ряды поклонников Tahoe", нужно, естественно, сначала купить хороший экземпляр, а затем взять за правило не отстреливать со светофоров и не повисать на ремне перед ними, а по бездорожью ездить, не воображая себя лидером ралли-рейда. Словом, если исповедовать американский стиль езды - спокойный и размеренный, - внедорожник ответит долгой и верой службой    Передняя независимая подвеска на тяжелом вне дорожнике, казалось, просто обязана требовать постоянных вложений. На самом деле, она почти беспроблемна. Задняя рессорная, если ее не перегружать. вообще кажется вечной. Словом, вполне может получиться так, что за пробег в 120.000 км (!) вы потратите на подвеску всего долларов 700 (замены потребуют, скорее всего, шаровые опоры и амортизаторы).
   Если ездить по-американски, рулевое управление может потребовать переборки лишь через 70.000 км. Она обойдется примерно в $400-500. Сервисмены настойчиво советуют не затягивать с заменой передних тормозных колодок, на которых имеется металлический "индикаторный" выступ. Когда он доходит до диска, при торможении появится характерный писк. Если колодки сразуне поменять, могут "выдавиться" тормозные цилиндры, что повлечет дорогостоящую замену суппортов.Еще одной статьей расходов для владельца 'Tahoe" или "Suburban" является замена крестовин карданных валов. В заднем кардане они служат 40.000-50.000 км, в переднем - тысяч на тридцать-сорок дольше. Если на скорости 80-90 км/ч проявляется вибрация, готовьтесь к замене одной из крестовин и расставанию примерно с $140.
   Естественно, что при больших пробегах неизбежно будут требовать замены и другие детали, "состарившиеся по возрасту". Но каких-либо серьезных проблем у спокойного "американского" водителя с "Tahoe" или "Suburban"
не будет.

   Что говорят цифры на бортах?

   У многих владельцев "Tahoe" исполински грозный вид автомобиля ассоциируется с быстроходностью и небывалой грузоподъемностью. Они порой требуют от своих машин невозможного...
   О способностях той или иной модификации кое-что могут сказать цифры на бортах возле передних колесных арок. На Tahoe" там располагается шильдик "1500". На кузовах "Suburban" можно встретить "1500" или "2500". Это индексы грузоподъемности в фунтах. Правда, довольно условные. Так. "Tahoe" может взять на борт 725 кг. "Suburban" с аналогичным шильдиком "1500" способен перемещать в пространстве уже 1.005 кг. А вот "Suburban 2500" рассчитан уже под 1.370-килограммовую нагрузку.
Если перегрузить "2500-ю" версию сложно, то "1500-е" требуют большей обходительности. На одном из московских сервисов видел живой пример неразумного отношения к пятидверному "Tahoe 1500". Компания из шести человек загрузила в кузов небольшой, но увесистый "стоячий"гидроцикл и отправилась к водоему. И все! Теперь в машине необходимо менять кронштейны крепления торсионов подвески и лопнувшую рессору. Причем нужны сразу две новые рессоры, даже если вторая находится в полной исправности. Просто разная степень износа рессор может губительно сказаться на управляемости. Общая сумма ремонта переваливает за тысячу долларов. Словом, не следует путать внедорожники "Chevrolet" с грузовиками.
   Со спорткупе - тоже. Дело в том, что некоторые владельцы водят свои Tahoe" так, словно сидят за рулем "Саmarо". От езды в режиме "газ - в пол... тормоз - в пол..." очень быстро изнашиваются двигатель, подвеска, трансмиссия. Заокеанский внедорожник просто не приспособлен для такого вождения! Если в Америке, где принято ездить спокойно, даже не слышали про стучащие моторы, изуродованные "раздатки" и порванные карданы, то механики российских сервисов сыты такими вещами по уши. Вдобавок автоматическая коробка на версиях с индексом " 1500" не любит резких ускорений, а также вождения по бездорожью без понижающей передачи. Поэтому на состояние "автомата" обратите особое внимание. Не исключено, что на Tahoe" с пробегом в 100.000 км он уже требует ремонта или замены. Ремонт обойдется $1.500-2.000. Восстановленный на заводе "автомат" облегчит карман на $3.000. Автоматическая коробка на 7,4-литровом "Suburban 2500" гораздо выносливее. Да и другие элементы трансмиссии прочнее. Поэтому авто мобиль спокойно переносит резкую езду. За что, собственно, и пользуется уважением среди служб охраны, где часто используется в качестве машины сопровождения. Правда, подержанные "Tahoe" и "Suburban", служившие машинами прикрытия, ничего хорошего из себя непредставляют. Им посвящена отдельная глава "Опасайтесь телохранителей".

Короткобазный "Таhое", в отличие от большинства "трехдверок", имеет просторный задний диван и большой багажник. На фото показана престижная версия "GMC Yukon"
   "Z71" - покоритель бездорожья

   Для поклонников приключений в стиле "Camel Trophy" существовал "Tahoe" в специальном исполнении "Z71". Это настоящий покоритель бездорожья!
   
Снаружи "Z71" отличается крупными шинами с "зубастым" протектором. Кузов посажен более высоко благодаря видоизмененной подвеске и специальным рессорам. Жесткие удары призваны гасить специальные внедорожные амортизаторы "Bilstein". Если заглянуть под автомобиль, можно увидеть мощную металлическую защиту всех жизненно важных агрегатов, которая не предусмотрена на обычном "Tahoe". Под вождение по тяжелому бездорожью рассчитана и трансмиссия. Изменены передаточные числа. Задний дифференциал - обязательно самоблокирующийся. Присутствуют другие технические нюансы, необходимые джипу-вездеходу. В результате "Z71" проигрывает в максимальной скорости и управляемости стандартному "Tahoe" на асфальте, зато он мобильнее и живучее в условиях бездорожья. Покупать "Z71" имеет смысл только в одном случае - вы действительно много ездите по бездорожью. Ведь запчасти для "Z71" можно купить только оригинальные, с клеймом "General Motors" на упаковке. Они обойдутся дороже, чем аналогичные для обычного "Tahoe".

Пятидверная модификация - самая популярная на рынке. В последние годы на ее базе выпускались роскошные "GMC Denali" и "Cadillac Escalade"
   Трехкратный разброс цен

   Oт $15.000 до $45.000 - таков разброс цен на "Tahoe" и "Suburban" в Москве. Найти среди разношерстных предложений достойное будет нелегко.
   
Эземпляры 92-94 годов выпуска редко оцениваются дороже двадцати тысяч. Тридцать-сорок стоят свежие машины, которые появились в 97-98 годах. Их высокая цена вполне объяснима. Вероятнее всего, это будет ухоженный автомобиль, который регулярно обслуживался у дилера. В идеальном случае, такой 'Tahoe" был даже куплен у официального дилера. Тогда вы получаете "американца" в европейском исполнении с прозрачными стеклами, соответствующей светотехникой и размеченной в "км/ч" шкалой спидометра. Настораживает факт, что продается множество недорогих и вместе с тем "молодых" автомобилей. Это еще раз подтверждает: среди подержанных "Tahoe" и "Suburban" немало аварийных, изношенных и просто "темных" машин. Несмотря на изобилие предложений, поиск подходящего внедорожника может затянуться.

Один из самых огромнейших джипов в мире -"Chevrolet Suburban". Только он мог оснащаться самым мощным бензиновым V8 объемом 7,4 литра
   Опасайтесь "телохранителей"

   Устрашающий внешний вид, мощные моторы, большая "таранная" масса и просторный салон сделали "Tahoe" и "Suburban" очень популярными в качестве автомобилей сопровождения. Затем такие машины появляются на рынке "секонд-хэнд". Заманчиво "молодые", по привлекательным ценам... Но бывших "телохранителей" лучше обходить стороной.
   
Внедорожнику сопровождения приходится следовать за скоростными седанами BMW или "Mercedes-Benz". Чтобы оставаться вблизи охраняемого объекта, водитель джипа вынужден постоянно либо раскручивать мотор до предельных оборотов, либо тормозить до раскаления дисков. И так изо дня в день, тенью следуя за машиной шефа... Таким образом, через год-два "работоспособными" в автомобиле остаются только кузов и салон. Бывшего "телохранителя" можно опознать без диагностики. Например, по спецсигналам. Если они сняты, автомобиль выдаст рябая "физиономия" - камешки, летящие из-под колес хозяйского седана, иссекают мелкими сколами капот, решетку радиатора, передний бампер. В салоне можно найти следы установки средств связи. У "телохранителя" все кресла, скорее всего, будут истерты одинаково (в "нормальных" частных внедорожниках обычно сильнее всего изношено водительское сиденье).

Традиционным достоинством большинства американских моделей был и остается вместительный и комфортный задний диван. Причем по удобству посадки-высадки он заслуживает только похвал
Редакция благодарит техцентр "Технолизинг" (тел.: (095) 575-4869)
за предоставленный автомобиль и помощь в подготовке материала

Газета "Клаксон", номер 15/2000.

Опубликовано с любезного разрешения газеты "Клаксон"

Данная HTML-версия создана авторами сайта prostoauto.holm.ru. Использование материалов только с разрешения администрации сайта.

SpyLOG

Hosted by uCoz