Следующая ступень после "Нивы"...

    

   "Хватит! За руль отечественного автомобиля больше не сяду..." Сейчас такое обещание легкоисполнимо, благо расценки на дешевые иномарки уже плотно стыкуются с ценами на дорогие ВАЗы и "Волги". Труднее тем, кому необходим внедорожник. Нашу "Ниву" и доступные импортные джипы разделяет пропасть куда более широкая, чем, скажем, отечественную "десятку" и корейскую "Nexia". Здесь выход один: приобретение подержанного внедорожника. Большинство джипов, предлагаемых дешевле $10.000, представляют собой передвижную помесь выставки "Достижения мирового автомобилестроения 80-х годов" и конструктора "Сделай сам". Достойные экземпляры встречаются только среди небольших скромных моделей, которые даже в молодости не претендовали на звание престижного виедорожника. Один из лучших вариантов - покупка "Suzuki Vitara" предыдущего поколения, который выпускался с 1988 по 1999 годы. Компактный японский джип в хорошем состоянии будет стоить порядка десяти тысяч долларов. Это простой и надежный автомобиль рамной конструкции, который не имеет привычки постоянно высасывать деньги из бумажника владельца. 

    

 Престижная "Vitara V6" (справа) внешне отличается измененной решеткой радиатора и серебристым пластиковым поясом по нижнему периметру кузова.Точно так выглядят и турбодизельные версия
   Ареалы обитания

   Японский внедорожник под разными именами продавался во многих странах на нескольких континентах. Выражаясь языком биологов, налицо "многочисленные ареалы обитания". Более того, модель производилась не только в Японии... Чтобы с автомобилем было меньше проблем, он должен быть привезен из Европы и называться "Suzuki Vltava".
   Имя "Santana" и VIN-номер, начинающийся с буквы "V", выдают "Suzuki" испанского производства. Автомобиль собирался с частичным использованием местных комплектующих. По качеству изготовления испанская "Santana" уступает японским "Vitara". Вдобавок могут возникнуть проблемы с поиском запчастей. Такую покупку нельзя назвать удачной. Желательно также избегать прибывших из Америки "Geo Tracker" и "Suzuki Sidekick". За океаном эти машины имеют устойчивую репутацию молодежного "пляжного" внедорожника. Как следствие, беззаботная эксплуатация и приличные пробеги. По словам сервисменов, у многих прибывших из-за океана экземпляров не только антифриз в радиаторе никогда не менялся, но даже масло в моторе напоминает деготь... Чтобы пробег "Tracker" или "Sidekick" был похож на правду, надо каждый год пребывания автомобиля в Америке умножить на 30.000-40.000 км. Кроме того, версия "Sidekick Sport 1.8", которой посвящена отдельная глава, может иметь не только технические, но также юридические проблемы...
   Итак, лучше всего "Suzuki Vitara" из Европы. Такая машина обладает двумя отчетливыми достоинствами. Во-первых, в Старом Свете не существует понятия "дешевый внедорожник". Там любой джип считается довольно престижным, что подтверждается сравнительно высокой ценой. Например, три года назад "Vitara" в Германии стоила DM32.000-40.000 и никак не могла считаться "молодежной игрушкой". Во-вторых, отношение к автомобилю в Европе другое. Машины ухожены, регулярно обслуживаются. Да и пробеги здесь умеренные: порядка 20.000-25.000 км в год.
Кабриолет, как и многие другие "Vitara", продававшиеся в Германии, щеголяет сверхширокими шинами размерности 255/60 R15. На асфальте они великолепны, на бездорожье -  почти беспомощны

   Самый маленький мотор самый лучший

   Обычно под капот "Vitara" посажен 4-цилиндровый бензиновый двигатель объемом 1,6 л. Иногда встречаются модификации с 2-литровым V6. Еще реже - турбодизельные "Vitara". Практика показывает, что оптимальным вариантом является 1,6-литровый мотор. С него и начнем.
Мотор с четырьмя цилиндрами объемом 1,6л выпускался в двух вариантах. Один имел восемь клапанов (по два на цилиндр), другой - шестнадцать (по четыре). "Восьмиклапанник" погоды на рынке не делает. Он встречается только на трехдверных "Vitara" и "Tracker" ранних выпусков. Скорее всего, вам предстоит иметь дело с "шестнадцатиклапанником". Двигатель можно узнать по маркировке "G16B", которая нанесена на подкапотной табличке. Мотор имеет мощность 97 л.с. На первый взгляд, немного для внедорожника. Но тут следует вспомнить два момента. Первый - даже большая пятидверная "Vitara" весит на уровне богато оборудованного хэтчбека гольф-класса. Второй - трансмиссия содержит пониженный ряд передач. Отсюда вывод: 97-сильного мотора хватит и на проселке, и на асфальте. Последнее подтверждается максимальной скоростью 150 км/ч - нормальный добротный показатель для любого джипа. Зато расход топлива 9-12л/100км по принятым среди внедорожников меркам - копейки. 
   На приглянувшемся экземпляре сразу осмотрите масляный шуп. Он не должен "щеголять" каплями антифриза. В пленке масла они выглядят, как желто-молочная эмульсия. Не должно быть и темной мути в расширительном бачке. Сочетание этих двух признаков - недавний перегрев мотора и, скорее всего, причина продажи "Vitara". Когда не удается отделаться новой прокладкой головки блока ($90) и предстоит замена самой треснувшей головки ($1.800), многие владельцы от машины стараются избавиться... И вам совет на будущее: чтобы однажды не "вскипятить" мотор, возьмите за правило менять антифриз через два года или 60.000 км, одновременно снимая и промывая забитый грязью радиатор. При правильной эксплуатации 1,6-литровый мотор надежен и неприхотлив. Помимо замен масла и фильтров, каждые 60.000 км надо будет регулировать клапаны ($45) и через 90.000 - менять ремень ГРМ, причем обязательно вместе с натяжным роликом. Эта операция обойдется в $120. Ремни привода вспомогательных агрегатов меняются по мере появления на них трещин или свиста при работе. Будьте готовы к"особенностям российской эксплуатации" автомобиля, вызванным низкокачественным бензином. Это частая замена свечей (каждые 5.000-10.000 км) и 60-долларовая очистка форсунок на специальной установке через 30.000-40.000 км.
   Теперь рассмотрим шестицилиндровый двигатель объемом 2 л и мощностью 136 сил. В Европе "Vitara" с V6 появилась в 1995 году. Мощь и плавность работы такого мотора устроят самого взыскательного водителя. Но следует учитывать, что сложный V6 в обслуживании обходится дороже. Да и плохим аппетитом не страдает, охотно выпивая по 10-15 литров бензина на "сотню". В V6 вместо приводных ремней используются четыре цепи. Каждая имеет свой гидронатяжитель. Плюс - гидротолкатели клапанов. Вся эта гидравлика работает на моторном масле. Не вздумайте на нем экономить или затягивать с заменой! В противном случае вскоре загремят цепи ("лечение" обойдется в $700) и есть шанс потерять еще около $200 на замене пары гидротолкателей. Вообще, на любом двигателе "Vitara" необходимо использовать, как минимум, полусинтетическое масло.
   В 96-м году гамма двигателей для "Vitara" пополнилась 2-литровым турбодизелем "Mazda". Сначала двигатель развивал 71 силу. Годом позже, когда его снабдили промежуточным охладителем наддувного воздуха (интеркулером), мощность возросла до 87 сил. Дизельные "Vitara" очень тяговиты, мотор с интеркулером вообще весьма резвый. Однако встречаются такие машины редко. В частности, потому. что эксплуатировать в России бензиновый двигатель проще, нежели дизельный. Вдобавок на европейском рынке подержанных машин дизельные "Vitara" ценятся очень высоко благодаря экономичности. Их стоимость примерно равна шестицилиндровым модификациям. Какую версию, спрашивается, выберет российский покупатель, когда перед ним за одинаковую цену стоят 4-цилиндровая дизельная "Vitara" и машина с бензиновым V6?..

Короткобазная трехдверка. Под именем "Geo Tracker" в Америке продавались самые дешевые версии японского внедорожника

   Этот проблемный "Sidekick Sport 1.8"...

   В середине 90-х в Америке начались продажи "Suzuki Sidekick" в исполнении "Sport". Мало того, что его бензиновый 1,8-литровый двигатель мощностью 120 сил - не самый удачный. Велика вероятность, что автомобиль окажется нерастаможенным...
   Снаружи "Sidekick Sport" узнать легко. Подобно "Vitara V6", он имеет решетку радиатора особой формы и серебристый пластиковый пояс по нижнему периметру кузова. Новые "Sidekick Sport" активно ввозились в Россию в период 97-99 гг. Машины оформлялись на лиц. имеющих льготы при таможенной очистке. . Проблема в том. что "льготники" могли ввозить только автомобили с объемом двигателя до 1.6 литра. Пользуясь тем, что в таможне еще не знали о существовании 1,8-литрового мотора, перегонщики заявляли и версию "Sport" как обычный "Sidekick 1.6"... Сейчас таможня и ГИБДД лучше осведомлены в техническом плане. Сегодня они четко отличают 1,8-литровый мотор с маркировкой "G18" (ее можно найти на подкапотной табличке) от обычного 1,6-литрового "G16". Подлог всплывает, как правило, при очередной постановке автомобиля на учет. Поэтому большинство продавцов "Sport" соглашается оформлять машину только по доверенности.
   Но даже если "Sidekick Sport" растаможен честно, расслабляться рано. Следует особо внимательно проверить состояние его двигателя. Этот мотор, как витаровский V6, имеет цепные приводы с гидронатяжителями и гидротолкатели. Если европейцы не экономят на уходе за своими машинами, то за океаном моторы зачастую кормят дешевой "минералкой", по окончании гарантии вообще не утруждая себя сменой масла. Поэтому неудивительно, что чаще всего гремят цепями и клапанами именно 1,8-литровые моторы. Стоимость ремонта составит порядка $500. Только не пытайтесь решить проблему с помощью промывки -"пятиминутки". Иначе потом придется менять весь двигатель.
   При диагностике попросите механика обратить внимание на состояние заднего сальника коленвала. На 1,8-литровом моторе он ненадежен. Возможно, потребуется замена. Причем выполнять ее следует обязательно на специализированном техцентре "Suzuki" по особой технологии. Эта операция обойдется в $340.

Заокеанский "Sidekick Sport 1.8" внешне почти копирует европейскую "Vitara V6". Перед покупкой этого автомобиля проверьте его на таможенную "очистку"...

   Если трансмиссия сломалась, загляните в инструкцию...

   Трансмиссия - главная и наиболее сложная составляющая любого внедорожника. У "Suzuki" она надежна и долговечна. Обычно ее ломают владельцы, поленившиеся прочитать инструкцию. 
Запомните навсегда: "Suzuki Vitara" - это заднеприводный автомобиль с жестко подключаемым передним мостом. При такой схеме передний привод можно задействовать КРАТКОВРЕМЕННО и только на дорогах со СКОЛЬЗКИМ покрытием. Если включать режим "4х4" в ноябре и выключать в апреле, то, катаясь по вымерзшему асфальту, вы через пару зим растянете цепь раздаточной коробки (при нормальной эксплуатации сам автомобиль "умирает" раньше нее!). Готовьте порядка $500.
   В качестве "гарнира" на сервисе предложат поменять разбитые крестовины, карданные валы, подшипники... Все зависит от того, сколь долго и сколь быстро вы ездили в режиме "4х4" по асфальту. "Чемпионы" умудряются набрать ремонта на $1.500-2.000.
   Механическая коробка не терпит торможений двигателем через одну передачу. Например, сразу с 5-й на 3-ю. Лучше разбавить этот дуэт кратковременным включением 4-й. Еще ручная КПП недолюбливает "рваный" стиль вождения с резкими ускорениями-торможениями. Ведь "Vitara" - не спорткупе... Неграмотное вождение приводит к тому, что начинают "выскакивать" первая и третья передачи или появляется шум при отпускании педали сцепления. Готовьтесь выложить за ремонт $250-450. У знающего водителя сцепление служит 120.000-170.000 км. Менять его рекомендуется только комплектом ($350 вместе с работой). Четырехскоростной "автомат" на удивление вынослив, и проблем с ним практически не бывает. Если своевременно, через каждые 60.000 км, заменять в коробке масло. 
   В большинстве современных внедорожников передний мост подключается одним движением рычага. Трансмиссия "Vitara" упрощена по конструкции, и мобилизация режима "4х4" требует более длительного "ритуала". Для начала водителю придется выйти из машины и "включить" передние ступицы, повернув рукой специальные "флажки" на колесах в положение "Lock" (многие ошибочно принимают их за блокировку дифференциала). Только потом рычаг управления трансмиссией можно переводить в положение "4WD". Есть ступицы-"автоматы". Они включаются самостоятельно, когда в неподвижном - обязательно неподвижном! - автомобиле водитель рычагом включает режим "4х4". Отключаются ступицы-автоматы" тоже сами. Для этого достаточно остановиться, отключить передний мост и подать автомобиль назад на один метр. Спросите, зачем такие сложности? Полный привод с отключаемыми ступицами проще и надежнее. Такая трансмиссия долговечнее - когда ступицы "отдыхают", колеса машины вращаются свободно, не тревожа ШРУСы, передние дифференциал и карданный вал. Таким образом, эти механизмы служат дольше. Недаром отключаемые ступицы до сих пор широко используются на армейских модификациях различных внедорожников. Если вы редко ездите по бездорожью, автоматические ступицы удобнее. Однако они менее надежны. Их легко повредить, например, при попытке выбраться из снежного или грязевого плена враскачку, подавая джип то вперед, то назад. Ремонт одной автоматической ступицы обходится в $65. 
   Общие рекомендации по эксплуатации трансмиссии "Vitara" таковы. Передний мост, как и кондиционер, рекомендуется включать хотя бы раз в месяц в профилактических целях. Чтобы не угробить мотор и трансмиссию, на бездорожье сразу включайте понижающий ряд передач. Если правильно пользоваться трансмиссией, регулярно придется менять только крестовины карданных валов. Их хватает на 60.000-100.000 км. Одна крестовина стоит около $45. В данном случае экономить на "неоригинальных" крестовинах не стоит. Выбросите деньги на ветер.

Сначала передняя панель имела квадратный козырек комбинации приборов. На фото показан салон "Geo Tracker" со спартанской обивкой дверей...

   Кузова - одинаковые, комплектация - разная

   На всех рынках выбор кузовов был одинаков: длинный "Wagon" с пятью дверями или короткий с тремя. Еще есть кабриолет. Каковы особенности каждого?
   Даже если вы "нацелились" на более крупную и дорогую пятидверку, не ожидайте привычного для такого джипа внутреннего простора, который гарантируют, скажем, "Nissan Terrano II" или, тем паче, "Mitsubishi Pajero". Если часто приходится ездить впятером, лучше вообще задуматься о покупке другого автомобиля. В пятидверной "Vitara" ("Sidekick", "Tracker", "Santana"...) нормально размещаются максимум четверо. При первом знакомстве водительское место может показаться узковатым. Когда захлопываешь дверь, она подпирает плечо и локоть. Поначалу не нравится. Но после привыкаешь. Так случилось со мной, когда при подготовке этого материала я на денек одолжил соседский "Sidekick". Если вы человек высокий,крупного телосложения, перед покупкой обязательно найдите возможность поездить на "Vitara" дватри часа. Вдруг купленный автомобиль потом будет постоянно раздражать теснотой? На короткобазную 3-дверную машину вообще напрашивается ярлык "внедорожное купе". Задний диванчик в ней почти столь же тесен, как в "2+2". Багажник мизерный (раза в два меньше, чем в пятидверке). Трехдверную "Vitara" следует воспринимать, как машину для холостяка (одинокой дамы) или второго автомобиля в семье. В Европе особенно популярны "трехдверки"-кабриолеты. Для России они тоже годятся. Отопитель "Vitara" достаточно мощный, чтобы холод русских зим не пробирался под складной тент. Единственный нюанс: на машинах старше шести лет мягкую крышу следует осмотреть очень внимательно. Местами она может оказаться протертой если не до дыр, то до невесомой толщины батиста. В Москве новый тент стоит $600. Можно дополнительно заказать и жесткий пластиковый верх, но лучше, чтобы перегонщик установил его за границей. Там дешевле. У нас он стоит $2.000-2.500.
   Среди разноименных "Suzuki" по комплектации наиболее богата продававшаяся в Европе "Vitara". В ней почти всегда есть электропакет и центральный замок. Часто встречаются кондиционер и подогрев сидений. В 1995 году, когда автомобиль получил новую переднюю панель салона, в большинстве европейских стран в стандарт вошли одна или две подушки безопасности. АБС предлагалась как опция, да и то для ограниченного круга модификаций. Если собираетесь привезти "Vitara" из-за границы, лучше подыскивать автомобиль в Германии, Голландии, Швейцарии, Австрии. Там широкий выбор ухоженных экземпляров. У немецких машин есть одна особенность. Вместо стандартной высокопрофильной резины (195 R 15), многие "Vitara" обуты в широкие низкопрофильные шины 255/60 R15. Выглядят такие колеса просто шикарно, они хороши на скоростных магистралях, однако пасуют даже на среднем бездорожье. Этот фактор следует держать в голове при покупке. Если везти машину з Америки, гарантированно высокий уровень оснащения будет иметь только "Sidekick Sport 1.8". Обычный "Sidekick" может оказаться с "автоматом", зато без электропакета, центрального замка и даже заднего "дворника". Еще менее престижным считается "Geo Tracker". В этой машине даже обивка салона не порождает ассоциации с понятием "иномарка". Чего требовать от джипа, который новый стоил от $13.000?..

...После рестайлинга в 95-м году козырек округлился, а сама панель обрела более мягкие формы. Тогда на многих рынках  сбыта в стандарт вошли одна или две подушки безопасности 

   Подвеска - как мудрая домохозяйка

   Есть домохозяйки, которые в магазин ходят раз в неделю, продукты покупают недорогие. Но вся семья накормлена и плохим аппетитом не страдает... Так и шасси "Vitara": внимания требует нечасто, вложений - небольших. И притом остается исправным.
   Гульнуть на все деньги (точнее сказать, на $780) шасси может только в одном случае - если потек рулевой редуктор, что случается редко. В указанную сумму обходится восстановленный на заводе узел. Если выбранная машина страдает этим дефектом, можете смело торговаться. Иногда еще подтекает гидроусилитель, однако его ремонт по сравнению с редуктором стоит копейки. Остальные затраты планируемы и предсказуемы. Наибольших вложений потребует передняя подвеска. Каждые 80.000-100.000 км придется выкладывать примерно $450 (замена амортизаторов, шаровых опор и т.д.). После передняя подвеска напомнит о себе только через 30.000 км. Появится люфт в рулевых тягах и сайлент-блоках передних рычагов. Однако шасси "Vitara" славится тем, что не требует дорогостоящих "деталей в сборе". Сайлент-блоки меняются отдельно от рычагов. Поэтому готовьте всего $265. Финансовые запросы задней подвески скромнее. Оригинальные задние амортизаторы, которые служат примерно 50.000 км, настолько дешевы, что нет смысла тратить время на поиск "неоригинала". Пара стоит всего $100. Еще в $120 обойдется комплект задних пружин, которые некоторые водители ломают, безмерно перегружая маленький джип. В противном случае, пружины служат неопределенно долго. В тормозах проблемны только задние цилиндры, которые после трех-четырех "соленых" зим закисают. Пара стоит $40. Чтобы аналогичная участь не постигла тросы ручного тормоза ($150), возьмите за правило два-три раза в неделю пользоваться "ручником". Напоследок хочется отметить, что 'Vitara", особенно короткобазные, довольно жестки на ходу. Но многие водители превращают машину в абсолютный "вибростенд", накачивая шины до "двойки". Мало кто догадывается, что в колесах должны быть непривычно малые 1,6 атмосферы. Сами почувствуете, что машина станет на порядок плавнее.

Автоматические ступицы передних колес удобны в пользовании, но менее надежны, чем обычные ручные

   Выгоднее пригнать из Европы

   Анализ цен на подержанные "Suzuki Vitara" Заставляет вспомнить полузабытое ныне слово "спекуляция". Можно сказать, наглая спекуляция! 
   В нынешнем году рынок недорогих внедорожников здорово оживился. Но таких машин мало. Пользуясь случаем, продавцы джипов "Suzuki" пытаются драть три шкуры. Объезд московских рынков привел нас в изумление. За 1,6-литровые "Vitara" и "Sidekick" возрастом четыре-пять лет, да еще изрядно поездившие по России, просят $13.000-15.000... Без комментариев. Пришлось провести экспресс-опрос среди профессиональных перегонщиков. Как выяснилось, за привезенную из Европы пятидверную "Vitara 1.6" придется заплатить всего $10.000-11.000. Это будет машина в хорошем состоянии, выпущенная в 95-96 годах. Примерно в $15.000 обойдется хорошо укомплектованный джип-четырехлетка с престижным мотором V6.
   ...Следовательно, нет смысла отдавать более семи-восьми тысяч за давно "обрусевший" внедорожник старше шести лет.

Даже у длиннобазных пятидверных кузовов багажник не отличается особой вместимостью

   Когда внешность обманчива...

   "Vitara" обладает редкой способностью сохранять товарный вид. Даже "убитый" автомобиль может выглядеть свежим. Поскольку львиная доля машин ввезена частным образом, сервисная сеть "Suzuki" в России не развита, то замученных автомобилей на рынке хватает.
   Действительно, кузов "Vitara" практически не подвержен внешнему старению. Если автомобиль моложе семи лет и не побывал в серьезной аварии.коррозия возможна только на кромках задних крыльев и нижней части передних. Да и то, если нет брызговиков... Для рамного кузова такая "косметическая" коррозия не смертельна. В большей степени дорожная соль и грязь вредят электрооборудованию и даже мотору. На машинах, поездивших несколько лет по России, отгнивает электропроводка, проложенная в салоне около ног водителя, а также провода, идущие к электробензонасосу. Если не установлена дополнительная защита двигателя и переднего моста, брызги изпод колес попадают на раскаленный выпускной коллектор. От "контрастного душа" тот лопается. Чтобы не платить $180 за замену коллектора, лучше установить защиту за $90.
   ...Если вы серьезно настроились на приобретение "Suzuki Vitara", то сейчас рекомендую еще раз внимательно прочитать главы, где описываются разные "железки" с расходами на эксплуатацию. Мысленно вычеркните крупные вложения, в которых виноват сам нерадивый владелец. Что получается? Правильно - удивительно дешевый в эксплуатации внедорожник. Таким он и останется, если удастся купить экземпляр в хорошем состоянии, затем обслуживаться там, где "Витару" хорошо знают. Джипы "Suzuki" не терпят визитов в гараж "дяди Васи". Увы, многие ввезенные в Россию автомобили никогда не знали квалифицированного сервиса, их владельцы в глаза не видели инструкцию по эксплуатации... Поэтому напоследок предлагаем простую валютно-арифметическую задачку. Диагностика выбранного джипа на специализированном техцентре "Suzuki" стоит $50. Реанимация замученной "Vitara" может обойтись раз в 50 дороже. Что выгоднее?..

Материал подготовил Александр КОНОВ, фото Сергея ИВАНОВА и "Suzuki"
Редакция благодарит техцентр "Аида Сервис" (тел.: (095)361-3049)
за предоставленные автомобили и помощь в подготовке материала

Газета "Клаксон", номер 19/2000.

Опубликовано с любезного разрешения газеты "Клаксон"

Данная HTML-версия создана авторами сайта prostoauto.holm.ru. Использование материалов только с разрешения администрации сайта.

к меню

SpyLOG

Hosted by uCoz