|
|
Как же быстро все изменилось!
Не так давно обеспеченные чехи, имевшие возможность купить
отечественный "Skoda Favorit", предпочитали
отстоять многолетнюю очередь на престижную "Lada Samara"...
Но стоило рухнуть социалистическому лагерю,
как совладельцем чешского предприятия стал немецкий концерн "Volkswagen".
В 94-м году неказистый "Favorit" превратился в добротную "Felicia".
А что же "Samara"? Она осталась такой же, как раньше. И теперь
уже нарождающийся российский средний класс обратил взоры
на чешский "полуфольксваген". Люди стали
пересаживаться на "Felicia" с отечественных "восьмерок-девяток". Недорогая "Skoda" полюбилась за приличное
качество изготовления, простоту конструкции и умеренные эксплуатационные расходы.
Сегодня, когда эстафета самой доступной "Шкоды" перешла
к "Fabia", прежняя "Felicia" во множестве появилась на вторичной
рынке. Что ожидать от такого автомобиля возрастом два-четыре
года? Каков запас жизненных сил? Во что будет
обходиться поддержание "организма" машины в добром здравии? |
|
Благодаря
вертикальной посадке водителя и переднего
пассажира сидящие сзади чувствуют себя
достаточно свободно |
Варианты исполнения:
выбор широкий, но не богатый
Если посмотреть европейский прайс-лист на "Felicia",
в нем можно обнаружить несколько вариантов
двигателей и многочисленные опции вплоть
до гидроусилителя руля, кондиционера и АБС тормозов.
Однако в России чешские автомобили ценят,
в первую очередь, за дешевизну. Поэтому на рынке
подержанных машин чаще всего встречается
комбинация "базовый мотор - стандартное оснащение".
"Felicia' предлагалась с двумя
кузовами: пятидверный хэтчбек и универсал, который назывался "Cornbi".
Причем этот универсал - мечта дачника! -
был сделан до гениального просто: у обычного хэтчбека
удлинили задний свес. В результате пятая дверь и светотехника у обоих кузовов одинаковы, что упрощает поиск запчастей в случае повреждения.
Существует два уровня исполнения салона: "LX" и "GLX",
различия между которыми непринципиальны. Чтобы
представить "богатство" комплектации "LX", загляните в салон стандартной вазовской
"девятки". Набор "опций" будет похожим, за исключением разве что задних подголовников.
Иногда еще встречаются "противотуманки",
центральный замок и раздельно складывающийся задний диван... Негусто. Более редкий и дорогой
"GLX" отличается велюровыми вставками в салоне, регулировкой по высоте водительского
сиденья и прочими подобными мелочами. Такие позиции, как
подушка безопасности или заводской электропакет, встречаются
исключительно редко.
Теоретически для "Felicia" предлагались четыре мотора:
шкодовский 1,3-литровый с карбюратором или
инжектором, а также фольксвагеновский 1,6-литровый с впрыском
и даже дизель объемом 1,9 л. На рынке доминирует "один-и-три-карбюратор". Сложнее
найти машину с фольксвагеновским бензиновым мотором.
А "один-и-три-инжектор" или дизель - вовсе экзотика. Следует также учесть, что бесполезно искать "Felicia" с
автоматической коробкой. Таких просто
нет.
Если комплектация показалась вам бедноватой, не спешите только из-за этого подыскивать другую модель.
Ведь для подержанного автомобиля техническое правило "чем проще - тем надежнее" столь же
неоспоримо, как и жизненное "меньше знаешь - крепче
спишь..."
Кузов: ладно скроен, крепко сшит.
Над кузовом "Felicia" фольксвагеновские
инженеры и технологи поработали на славу:
аккуратно подогнанные панели, мягко
закрывающиеся двери, высокое качество
окраски. Если автомобиль не был в аварии,
кузовных проблем быть не должно.
Хэтчбек "Felicia" на 12 сантиметров короче
привычной тольяттинской "девятки". Тем не
менее четыре человека в "Skoda" чувствуют себя
свободнее, чем в вазовской машине. Это достигнуто благодаря вертикальной посадке
и рулевому колесу, расположенному на автобусный
манер, в полугоризонтальной плоскости. Потому даже
рослый водитель не отодвигается далеко, оставляя запас места сзади. А вот багажник в хэтчбеке действительно
невелик. Один дорожный чемодан влезает еле-еле. Если для
вас это "минус", поищите универсал. Объем его
грузового отсека уже вполне "дачный".
Массовые продажи "Felicia" в России начались в 96-м году. Соответственно самым ранним экземплярам уже
около пяти лет. Этого вполне достаточно для
оценки состояния кузова. Так вот, если машина
не использовалась в качестве "грузовика" или
такси, вы не обнаружите ни провисших дверей,
ни перекашивающихся при открывании-закрывании стекол или гремящих панелей салона.
Иногда, правда, проявляет признаки "жизни"
полка багажника, что устраняется проклейкой
уплотнителем. Но куда важнее коррозионное состояние
кузова. Здесь возможны варианты: от очень хорошего до удовлетворительного. Некоторые
владельцы, еще по "жигулевской" памяти, сразу же сделали "антикор", а затем регулярно
полировали кузов. Состояние такого
экземпляра будет на пять баллов. Другие почему-то решили, что кузов "оцинкован"... Чудес на свете не
бывает: в дешевом автомобиле все технологии
будут дешевыми, включая антикоррозионную.
Тем не менее, даже если первый владелец был
просто "наездником", после четырех соленых
зим видимую коррозию можно ожидать
только вокруг личинок дверных замков, на кромках
передних крыльев и в местах сколов. Еще
ржавеет полка аккумулятора, если установлена обслуживаемая, а не
герметичная батарея. Для автомобиля, сравнимого по
цене с "Жигулями", качество кузова просто великолепное.
Явным преимуществом выглядят установленные на
резиновых уплотнителях лобовое и заднее стекла. "Поймал"
камень на дороге? Никакой дорогостоящей
вклейки нового. Обычная замена. |
|
Дорогое
исполнение "GLX": велюровые сиденья и центральная
консоль перед рычагом КПП обязательны,
а водительская подушка безопасности
встречается не всегда |
Русский Рембо вырвал рычаг КПП.
Рычаг коробки передач "Felicia" со временем начинает
перемещаться все туже и туже. Сервисмены
рассказывали, как однажды в техцентре появился
здоровенный детина. В руках он держал рычаг
переключения передач, а его машину привез эвакуатор.
Даже если вам не хватит сил, чтобы вырвать рычаг, не
дожидайтесь момента, когда захочется передвигать
его двумя руками. И не спешите покупать новую коробку, если почувствуете, что рычаг
превращается в "недвижимость". Все гораздо проще.
После двух-трех лет от дорожной соли и грязи закисают
кулиса и механизм переключения. Если их разобрать и
смазать, переключаться вновь можно будет хоть тремя пальцами,
как и на новой машине... Но для начала самостоятельно или с помощью механика обязательно осмотрите
КПП снизу. Если ее корпус покрылся масляной испариной, определите, где масло
"дырочку нашло". Если подтекает сальник кулисы переключения, входящей в коробку, то его замена - копейки. Гораздо хуже, если коробка
"потеет" по нижнему разъему картера, что видно сразу.
Это - верный признак того, что из-за малого дорожного
просвета "Фелиции" коробка однажды получила сильный
удар снизу. Это значит, что предстоит переборка или
замена коробки, если потеря масла не была замечена вовремя. Агрегат б/у с "разборки" обойдется в $200-300.
Новая КПП стоит $980. При нормальной же эксплуатации механическая коробка надежна и служит долго. В
обозримом будущем напомнит о себе лишь сцепление. Обычно его хватает на
60.000-80.000 км, и лучше поменять комплект в сборе,
что обойдется в $140 с работой.
В остальном, как на любом переднеприводном автомобиле, остается регулярно
отслеживать состояние пыльников на ШРУСах. Ведь
пыльник со смазкой стоит $7, а наружный шарнир -
$ 100. Такова цена безалаберности.
Мотор "социалистический"..,
Скорее всего, вам достанется "Felicia"
с древним карбюраторным мотором объемом
1,3 л, который чехи разрабатывали еще
во времена попытки построения социализма.
Он не отличается ни мощностью, ни долговечностью. Его инжекторная версия
выглядит немногим привлекательнее
и встречается крайне редко.
Шкодовский 1,3-литровый двигатель архаичен по конструкции: карбюратор, нижний распредвал со штанговым
приводом клапанов (даже у классических "Жигулей" распредвал вынесен наверх). Неудивительно, что мотор
выдает всего 57 сил и крутящий момент на уровне мотоцикла - 94 Нм. Поэтому
перед покупкой "Felicia 1.3" оцените свои водительские запросы.
Если чаще придется ездить одному-вдвоем, то в городе такого мотора в
принципе хватает. Но разгон до "сотни" занимает 16
секунд. Обогнать на магистрали фуру, идущую
со скоростью 100-110 км/ч становится затруднительно. Зато карбюраторный вариант охотно
принимает бензин АИ-92. Для кого-то это козырь.
Допустим, на первый взгляд, вас все устраивает. Открываем капот. Если услышите характерный
железно-гремящий шум ослабленной цепи,
это не повод отказываться от покупки. Дешевый
мотор не имеет натяжителя и успокоителя цепи,
поэтому она вытягивается через 45-60 тысяч км.
Новая вместе с парой "звездочек" стоит $12. Ее
установку лучше совместить с заменой переднего
сальника коленвала. Во время пробной поездки, возможно, мотор
будет подергиваться на холостом ходу, а на разгоне могут ощущаться рывки
и провалы. Чаще всего это объясняется "болезнями" карбюратора.
Их может быть целый букет. Например,
отгнивший от соли электрический разъем клапана холостого хода. Или расслоившаяся резинометаллическая
опора карбюратора (сквозь щели просачивается воздух). Определить последнюю неисправность просто:слегка
покачайте карбюратор, взявшись за корпус воздушного фильтра. Если
он ощутимо подается - значит, опору придется
менять. Очень опасна порванная диафрагма ускорительного насоса. Через
нее бензин может брызгать на горячий коллектор со всеми вытекающими отсюда печальными последствиями. О дефектной диафрагме известит сильный свежий
запах бензина. Если на холоде мотор вообще не
заводится, то, скорее всего, барахлит
"автомат" пуска... Словом, первым делом автомобиль следует
показать опытному карбюраторщику. Некоторые
дефекты устранимы за копейки. Другие требуют замены деталей, а
если карбюратор окажется совсем "убитым",
то его лучше поменять. В идеальном случае карбюратор лучше снять с "молодой" аварийной машины на
"разборке". Если такой не найдете, разумнее купить новый, который стоит около $270.
"Доисторическая" конструкция газораспределительного механизма
со штанговыми приводами клапанов требует каждые 10.000 км производить регулировку зазоров. На шкодовском техцентре такая операция
стоит всего $6. Жизнь маслосъемных колпачков ограничена 70.000-80.000 км (замена стоит
$45).
Теперь очень важный момент! Подобно владельцу ранних "восьмерок-девяток", водителю
"Skoda" полезно возить с собой запасной коммутатор системы зажигания. Он имеют обыкновение ломаться внезапно и сразу.
Обратите внимание на цвет охлаждающей
жидкости в расширительном бачке. "Felicia"
очень не любит "левого" тосола, а фирменный
имеет либо красный (состав "G12" по шкодовским требованиям), либо,
на старых моделях, синий колер ("G11"). Использование рекомендованной "Skoda" охлаждающей жидкости обещает,
что водяная помпа и термостат исправны и прослужат достаточно долго.
Если прежний владелец не поменял антифриз через
три года после покупки (как требует инструкция) или залил, что попало, некоторые из перечисленных деталей
могут потребовать замены. Помпа, например, стоит
$50, а термостат тянет на$26.
Хотя "Felicia" весьма проста по конструкции
и, казалось, ремонтировать ее можно "на коленке", лучше
пользоваться услугами специализированных техцентров. Тем
паче что шкодовский сервис один из самых
дешевых (нормо-час, например, колеблется в зоне $20). А гаражные горе-мастера могут по недомыслию
натворить массу пакостей. Например, загубить вышеупомянутый комплект из
моторной цепи и звездочек. Или порвать опору
двигателя при элементарной, на первый
взгляд, замене сцепления. Тогда придется менять и саму
опору, и водяную помпу, с которой она объединена. Все в
сумме обойдется в $100. |
|
Если нужен вместительный багажник, обратите внимание на универсал,
который стоит не дороже хэтчбека |
...и мотор "капиталистический"
"Felicia" оснащалась также "капиталистическим" 1,6-литровым
мотором марки "Volkswagen". Он на голову современнее чешского двигателя.
Снабжен гидрокомпенсаторами клапанов
(их регулировать не нужно), верхним распредвалом и надежной системой
впрыска. С таким мотором "Felicia" ездит так, как и полагается
иномарке: быстро и бесшумно...
Четырехцилиндровый мотор выдает 75
сил. Довольно прилично для легкой "Felicia". С
ним машина ускоряется до 100 км/ч уже за
12с. Автомобиль гораздо увереннее едет с полной нагрузкой. За рулем "Felicia 1.6" не особо
напрягаешься при расчете обгона.
У 1,6-литровой модификации есть еще одно скрытое преимущество. Такие машины
практически никогда не использовались в качестве служебных. Их покупали достаточно
обеспеченные люди, которые вполне могли позволить себе дешевый
японский или корейский автомобиль. Поэтому велик шанс, что
машина ухожена и находится в хорошем техническом состоянии.
Соответственно 1,6-литровые "Felicia" отличаются вдобавок
хорошей комплектацией. Автомобиль вполне может
быть снабжен электропакетом и подушкой безопасности.
Возможно, гидроусилителем. Хотя на "Felicia" он, в общем,
не нужен. Машина отличается очень легким
рулем! Для сравнения: даже в крохотном
"Daewoo Tico" баранка кажется куда более "тяжелой".
Вопрос надежности фольксвагеновского мотора остается открытым для шкодовских
механиков. Просто "Felicia 1.6", которые колесят по России, еще не
накатали по 150.000-200.000 км и не прожили на свете семь-восемь
лет, когда можно ожидать появления проблем с двигателем такого
класса. Ездят и ездят. Как предполагают специалисты, первый ожидаемый ремонт - замена пластиковых патрубков системы охлаждения и термостата,
которые становятся хрупче от времени.
С 1,6-литровым мотором связан только
один скользкий момент. Производитель требует
менять ремень газораспределительного механизма каждые 60.000
км. После покупки подержанной "Felicia" разумнее сделать
это сразу, невзирая на показания одометра (вдруг его
скрутили?). В случаеего обрыва клапаны
"встречаются" с поршнями, и счет за ремонт выльется в сумму
просто ужасающую на фоне $38, в которые
обойдется замена ремня.
Напомним, что фольксвагеновский двигатель нужно кормить
только 95-м бензином. В нем есть катализатор и
лямбда-зонд. Поэтому "Felicia 1.6", пожалуй, не
стоит покупать для вывоза в глубокую провинцию. Ведь
двигатель этой модификации можно продиагностировать только на фирменном сервисе 'Skoda" или
"Volkswagen".
"Асфальтовая болезнь"
Заключается она в том, что из-за малого
дорожного просвета на "Felicia" лучше ездить
только по ровному асфальту. Если же первый
владелец был заядлым дачником, низ автомобиля будет напоминать лицо человека,
который сначала плохо шел, а затем хорошо
упал... И получается, как говорят в народе,
"асфальтовая болезнь".
Самым неприятным последствием "асфальтовой болезни" обычно
становится повреждение картера коробки
передач, о котором говорится в главе о трансмиссии "Русский Рембо...". Иногда перебивает тросы ручного тормоза. Плюс содранный
антикор с днища. Можно поставить защиту
двигателя и коробки. Она уменьшит и без
того мизерный 12-сантиметровый дорожный
просвет, но зато станет надежным индикатором" проходимости.
Словом, осмотр снизу обязателен. Если есть
люфт в задних подшипниках, их срочно требуется подтянуть. Для
"Felicia" это такая же циклически-обязательная операция,как, например, замена масла.
Если во время пробной поездки услышите
стуки в рулевом управлении, обязательно разберитесь: в чем
причина? Гаражные мастера, как правило, сразу выносят
приговор рейке. Мол, надо ее менять. На самом
деле обычно стучат внутренние шарниры рулевых тяг, которые вместе
с наконечниками служат 60-80 тысяч км. Их
замена обойдется в $70 с работой. А если все-таки
стучит рейка, то подтягивать ее небезопасно
(может "закусить" руль в повороте). Торгуйтесь с
продавцом на $140 - это и есть стоимость новой
рейки.
Подвеска "Felicia" предельно проста. Не рекордно долговечна,
зато недорога в ремонте и по запчастям.
Поддержание "здоровья"шкодовского шасси обходится
раза в два-три дешевле, чем обладателям западноевропейских и,тем более, японских моделей-одноклассников .
Шаровые опоры служат примерно 40-60 тысяч км. Заменить их можно отдельно от рычагов, что обойдется в
$58. К повторной замене шаровых обычно
изнашиваются сайлент-блоки передних рычагов. Да, сейчас можно
снова чуть сэкономить и поменять детали в
отдельности. Но если мыслить стратегически,
то выгоднее купить рычаги в сборе со всеми "потрохами". Пара
обойдется в $110. В российских условиях амортизаторы служат
50-60 тысяч км. На первой замене можете смело
устанавливать неоригинальные. А вот ко второй, когда "устанут" заводские пружины, лучше отправиться в магазин официального дилера и купить "российский
пакет": специальные четыре пружины и четыре
амортизатора в сборе.Выложив таким образом
$300, вы получаете практически новую подвеску, которая не только отличается
повышенной прочностью, но также на два сантиметра увеличивает дорожный
просвет, вылечивая "асфальтовую болезнь". |
|
В 98-м году "Felicia" получила новые фары и прямоугольную решетку радиатора
в стиле престижной "Octavia" |
С мотором "Volkswagen" - в полтора раза дороже.
Цена подержанной "Skoda Felicia" зависит,
в первую очередь, от мотора.
Порядка $3.000-3.500 стоят карбюраторные
"Felicia", выпущенные в 96-97 гг. в нормальном рабочем состоянии
со средним пробегом. А вот машину 98-го года трудно будет найти дешевле $4.000.
Тому есть объяснение: именно тогда модель заметно модернизировалась. Переднюю часть кузова чехи оформили в стиле престижной
"Octavia". Бамперы стали окрашиваться в цвет машины.
Обогатилась комплектация и несколько видоизменился
салон.
Не меньше пяти тысяч придется выложить за
"Felicia", пусть даже в дорестайлинговом кузове, но с
фольксвагеновским мотором под капотом. Цена же
самых молодых экземпляров с пробегом 20-30 тысяч км
может достигать $6.500. Да, с такими деньгами люди уже поглядывают в сторону подержанных японских
моделей гольф-класса. Однако на стороне чешской машины
остаются относительная "молодость" и дешевизна
содержания.
На рынке предлагается немало автомобилей с "пограничным" пробегом 70-80 тысяч км. Именно сейчас эти
машины требуют вложения $800-1.000 на замену изношенных деталей, (чтобы оценить ситуацию, можете
перечитать главы про моторы и шасси), а затем до капитального ремонта крупных
трат не предвидится.
Ступенькой выше "Жигулей", но...
Итак, вы почти стали владельцем
подержанной "Felicia". Позвольте дать несколько советов на будущее.
В разделе "Second-Test" мы часто даем рекомендации относительно подбора запчастей: когда
лучше использовать оригинальные фирменные, а
когда можно обойтись качественным "неоригиналом". Владельцу
"Felicia" нет смысла раздумывать над таким вопросом.
Пользуйтесь "родными" шкодовскими деталями!
Если сравнивать с другими марками, они исключительно дешевы. Например, владельцы японских и европейских хэтчбеков гольф-класса, когда требуется заменить лобовое стекло, подыскивают финское неоригинальное за $120-150, экономя
сотню-другую долларов. Для "Felicia" его можно купить за $95. С фирменным логотипом
"Skoda"!
Эта тенденция распространяется практически
на все запчасти - от тормозных дисков и деталей
подвески до водяной помпы и кузовного "железа".
Да, "Felicia" стоит ступенькой выше "Жигулей"
почти во всех отношениях. За исключением ресурса. Служит "Skoda", во
всяком случае с чешским мотором, не дольше тольяттинских
машин. После пробега в 150.000 км, машина потребует капитального ремонта стоимостью несколько тысяч
долларов. |
Материал подготовил Александр КОНОВ, фото Сергея ИВАНОВА и "Клаксона".
Редакция благодарит техцентр "Совмнтеравтосервис" (тел.; (095) 388-9070)
за помощь в подготовке материала и предоставленный автомобиль
Газета "Клаксон", номер
23/2000.
Опубликовано с любезного разрешения газеты "Клаксон"
Данная HTML-версия создана авторами сайта
prostoauto.holm.ru. Использование материалов только с разрешения администрации сайта. |
|